04/11/202413:14

Аналитика

08.04 13:37 Алексей Мартынов: «Эксклюзивность» через призму граненого стакана?

В мире - 8 апреля «TJinform.com». В «Комсомольской правде» опубликовано интервью с директором Международного института новейших государств (МИНГ) Алексеем Мартыновым, в котором обсуждался вопрос: что России делать с постсоветскими «непризнанными республиками дальше». К таковым собеседник «Комсомолки» относит Приднестровье, Южную Осетию, Абхазию и Нагорный Карабах.

Особое внимание было уделено Приднестровью в связи с двадцатилетием начала конфликта в этом регионе. Прежде всего, господин Мартынов отмечает, что «несправедливо получилось с Приднестровьем» потому, что республика оказалась за бортом признания Россией в 2008 году из-за отсутствия «смелости у наших чиновников». Именно тогда поменяли ключевых игроков на этом направлении. «Резко поменяли. – специально указывает г-н Мартынов.– Убрали ястребов активных – таких, например, как Модест Колеров» (отвечал в Администрации Президента РФ за связи с соотечественниками). Основной вывод: в то время ястребы проиграли голубям. А голубь «птица –неразборчивая, ест что попало». К тому же, считает директор Института, имело место и соответствующее давление на Кремль... Как же сейчас необходимо, по мнению Мартынова, строить отношения с Приднестровьем?

Здесь он однозначно позиционирует себя ястребом. «Я думаю, – указывает он, – что самым блестящим для России вариантом было бы признание Приднестровья. Причем у России, как это ни странно звучит, сегодня достаточно политических, экономических и других механизмов и ресурсов для того, чтобы и Молдавия, и Украина признали Приднестровье как второе молдавское государство. И очень надеюсь, что Москва будет здесь решительной…». Необычайно радикальное высказывание, которое, безусловно, требует объяснения – о каких ресурсах идет речь и на основе какого механизма возможно признание «второго молдавского государства». И что особенно интересно, так это признание Приднестровья Молдавией и Украиной. Вероятно, автор не совсем осведомлен о позиции правящих элит по данному вопросу в этих странах. Такой путь решения проблемы,(который предлагает г-н Мартынов),на наш взгляд, не только регионально конфликтогенный, но ведет к эскалации международной напряженности в целом, что особенно опасно в условиях существующего экономического кризиса. Безусловно, международное признание Приднестровья, действительно, явилось бы шагом, отвечающим интересам прежде всего самих приднестровцев – об этом они уже высказались на референдуме. Но есть геополитическая реальность, которую необходимо учитывать. И об этом должны знать научные работники.

Южная Осетия. Оценка ситуации в Южной Осетии Мартыновым – весьма своеобразная: «разрухи на сегодняшний день в городе-герое Цхинвале больше, чем в августе 2008 года». Он говорит, что недавно был в Цхинвале, и видел это. И знает, что всем этим там народ «разозлен». Более того, там спрашивают: «нас защитили, но нас для чего защитили? Для того, чтобы над нами издеваться?» Каждый видит, конечно, собственными глазами, и то, что хочет видеть. Однако не видеть или не знать г-ну Мартынову, что Южная Осетия при решающей поддержке Российской Федерации постепенно и уверенно восстанавливается после кровавой грузинской агрессии – это нонсенс. А высказывания о том, что якобы несколько человек – российских специалистов во главе с «протеже Минрегионразвития» Вадимом Бровцевым приехали в Южную Осетию для ее разворовывания – явно клеветнические и повторяют известный миф «холодной войны» о «всемогущей руке Москвы». Более того, г-н Мартынов, как и некоторые другие деструктивные силы в РЮО, пытается на российских специалистов «списать» проблемы, возникшие по вине Президента РЮО Эдуарда Кокойты, или так называемого «клана Кокойты». Вероятно, здесь назрела необходимость в справедливом разбирательстве и привлечению к ответственности действительно виновных. С другой стороны, замалчивание более чем очевидной конструктивной экономической и политической деятельности современного руководства РЮО во главе с В. Бровцевым носит не менее провокационный характер.

Абхазия. В отношении Абхазии, по мнению Мартынова, «таких скандалов нет». Вероятно, потому (как он предполагает), что меньше поступает гуманитарной помощи из Российской Федерации. Здесь автор также показывает свою явную неосведомленность. Российская государственная помощь поступает в Абхазию, как и в РЮО, регулярно и в достаточно больших объемах. А вот как она используется там местными правящими элитами – другой вопрос. Есть все основания считать, что отсутствие «скандалов» – не есть проявление справедливости в распределении российской гуманитарной помощи, а есть более изощренные формы ее использования. В том числе и не по назначению. Об этом также необходимо говорить честно и ответственно.

В отношении перспектив взаимоотношений между Россией и Абхазией, то они определяются весьма своеобразно: на основе точки зрения одного высокопоставленного абхаза, с которым г-н Мартынов «засиделся за столом». Из этого застолья директор Института вспоминает слова собеседника, цитируем: «И он мне совершенно серьезно говорит: мы с русскими воевать никогда больше не будем. После войны с русскими в ХIХ веке стало ясно – следующего конфликта с вами наш народ просто не переживет». Что этим высказыванием хотел проиллюстрировать Мартынов – абсолютно не ясно. Но абсолютно ясно другое: никому в голову из русских или абхазов сейчас не придет даже мысли о возможной войне друг с другом. Не так ли это? Пусть кто-нибудь докажет обратное…

Специальное место в интервью отведено Карабаху. Здесь директор Института стоит на позиции уже не просто ястреба, а супер-ястреба. Он считает, что России там надо воевать: «война – дело плохое, но благородное». Обоснование такой позиции необычайно специфическое. Цитируем: «Это не чужое место. Там храмы православные, русские вывески везде. То, что они не русские граждане, это другой вопрос. Но это тоже наши люди, они не чужие нам». А на вопрос журналиста: «И этого достаточно для участия в войне?» г-н А.Мартынов прямолинейно отвечает: «Думаю, да»…

Алексей Мартынов, безусловно, известен среди российских политологов тем, что всегда имеет собственную точку зрения, которая в существенной степени отличается от общепризнанной. Это положительно. Однако, такая степень своеобразности своих позиций, как изложенная в интервью в «Комсомольской правде» от 3 апреля 2012 года,– явление редкое и малообъяснимое. Можно только предположить, что к таким заключениям можно было прийти исключительно только после отмеченного в интервью застолья господина Мартынова с одним из «высокопоставленных» товарищей. По-другому проявление такой эксклюзивности объяснить нельзя…

ИП "PMRinform"

главная